ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 77GV0008-01-2023-000044-12 |
Дата поступления | 13.03.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → решений повлекших необеспечение положенными видами довольствия |
Судья | Комочкин Владислав Анатольевич |
Дата рассмотрения | 12.04.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Регистрация административного искового заявления | 13.03.2023 | 14:15 | 13.03.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 13.03.2023 | 14:19 | 13.03.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 14.03.2023 | 17:07 | Административное исковое заявление принято к производству | 14.03.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 14.03.2023 | 17:15 | 15.03.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 23.03.2023 | 10:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 15.03.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 23.03.2023 | 17:00 | 24.03.2023 | ||||||
Судебное заседание | 04.04.2023 | 10:00 | Объявлен перерыв | 24.03.2023 | |||||
Судебное заседание | 05.04.2023 | 10:30 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 04.04.2023 | ||||
Судебное заседание | 11.04.2023 | 10:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 05.04.2023 | ||||
Судебное заседание | 12.04.2023 | 16:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 11.04.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 21.04.2023 | 14:30 | 28.04.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 24.04.2023 | 14:38 | 28.04.2023 | ||||||
Дело оформлено | 22.06.2023 | 12:49 | 22.06.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 01.08.2023 | 13:59 | 01.08.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Росгвардии по Владимирской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Хаматкоев Камболат Казбекович |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2023 года город Владимир
Владимирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Комочкина В.А., при секретаре судебного заседания Черновой Д.Ю., с участием представителей административного истца – адвоката Ковбасюка А.В. и Маслова А.В., представителей административных ответчиков начальника Управления Росгвардии по <адрес> Панина И.В. и Кузина С.Ф., при рассмотрении в открытом судебном заседании административного дела № 2А-29/2023 по исковому административному заявлению военнослужащего Управления Росгвардии по <адрес> сержанта Хаматкоева К.К. об оспаривании заключения начальника Управления Росгвардии по <адрес> об отказе в производстве единовременной выплаты установленной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
УСТАНОВИЛ:
Заключением о выплате единовременного пособия, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ), составленным старшим помощником начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, утвержденным Врио начальника Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хаматкоеву К.К. было отказано в производстве указанной выплаты.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать такое заключение должностного лица незаконным и обязать начальника Управления Росгвардии по <адрес> повторно рассмотреть вопрос о выплате единовременного пособия предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».
В обоснование административного иска Хаматкоев указал, что 3 марта 2022 года, при выполнении служебных задач на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, выглянув из окопа, на небольшом расстоянии позади него произошел взрыв мины, после которого в глазах у него потемнело, и он опустился на дно окопа, был дезориентирован, через минуту пришел в себя. В результате он получил ранение в виде: закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ), сотрясение головного мозга. В оказании медицинской помощи медицинским персоналом полевого госпиталя, расположенного в пункте временной дислокации в зоне проведения специальной военной операции, ему было отказано.
21 марта 2022 года прибыв в пункт постоянной дислокации в <адрес>, он обратился за медицинской помощью в МСЧ МВД <адрес>, где было принято решение о его госпитализации в неврологическое отделение госпиталя МСЧ УВД <адрес>. С 24 марта 2022 года по 7 апреля 2022 года он находился на стационарном лечении в госпитале ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
В декабре 2022 года он обратился с рапортом на имя начальника Управления Росгвардии по <адрес>, в котором просил на основании Указа выплатить ему единовременное пособие в размере 3 млн. рублей.
Заключением Врио начальника управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в установлении единовременной выплаты утвержденной Указом.
Выступая в судебном заседании, административный истец и его представители поддержали административное исковое заявление и просили суд удовлетворить его в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Административный ответчик – представители начальника Управления Росгвардии по <адрес> по доверенности Панин И.В. и Кузин С.Ф., в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, указанным в оспариваемом решении и письменных возражениях.
Выслушав объяснения административного истца, его представителей, а также представителей административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд исходит из следующего.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52 –ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон), предусмотрено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее – служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течении одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее – застрахованные лица).
В силу абз. 6 ст. 4 Закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии).
Согласно абз. 2,3 ч. 1 ст. 11 указанного Закона, определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым и легким, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»» утвержден Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее также – Перечень).
В соответствии с разделом II Перечня к легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток, в том числе закрытые травмы черепа с сотрясением головного мозга (подтвержденные обращением к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы).
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, согласно которому в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; справка военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом.
Согласно пункту 8 Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а также оформлению и учету документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, утвержденного приказом Росгвардии от 1 июня 2019 года № 193, по каждому факту получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы (службы, военных сборов) руководители (начальники) структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии, командующие округами войск национальной гвардии, начальники территориальных органов Росгвардии, командиры (начальники) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии назначают расследование (проверку) обстоятельств получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти).
В соответствии с подпунктом «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей.
Для установления факта получения травмы сотрудником (военнослужащим), принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции может быть установлен проверкой обстоятельств получения такого ранения (контузии, травмы, увечья).
В соответствии с пунктами 96 и 97 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания.
7 октября 2022 года по результатам проведенной проверки обстоятельств получения травмы Хаматкоеву была выдана справка ФКУЗ «ЦВВЭ войск национальной гвардии России» № ХХХ о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии) полученного страховым лицом для решения вопроса об осуществлении выплаты, предусмотренной Указом, однако данная справка не содержит информации о причинной связи участия в специальной военной операции и получения ранения (травмы, контузии, увечья).
При освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны двумя и более свидетелями, проходившими военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы вместе с освидетельствуемым в период получения им телесных повреждений.
Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (приравненную службу) в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, заболевания или контузии.
При рассмотрении дела судом были допрошены в качестве свидетелей: Л, П, Т, Б. которые не опровергли выводов оспариваемого истцом заключения, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Управления, фактически подтвердили что, самого разрыва мины, от которого, со слов истца, он получил эту травму, а также каких-либо явных, видимых ранений или телесных повреждений у Хаматкоева они не видели.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу Хаматкоевым также не представлено суду документального подтверждения обстоятельств получения им травмы, поскольку по его утверждению медицинский персонал полевого госпиталя, расположенного в пункте временной дислокации сводного отряда в зоне проведения специальной военной операции, в медицинской помощи ему отказал.
Не зафиксировано у Хаматкоева и наличие каких-либо ранений, увечий, травм, контузии, либо иного заболевания, и в представленных копиях журналов боевых действий.
Вместе с тем, в указанных документах, а также в представленных письменных ответах медицинских подразделений войсковых частей, принимавших участие в рассматриваемый период в специальной военной операции, отражены случаи получения ранений иными сотрудниками сводного отряда, сведения о получения Хаматкоевым ранений отсутствуют.
Изложенное, по мнению суда, опровергает доводы стороны истца о невозможности документального подтверждения обращения к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел обязан в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
Хаматкоев о получении травмы в служебной командировке вышестоящему руководству не докладывал, не указал на полученную им травму в качестве причины отказа от выполнения служебных боевых задач при написании рапорта от 16 марта 2022 года, а сообщил о травме только после прибытия из служебной командировки по истечении значительного периода времени.
Из выписного эпикриза из истории болезни № ХХХ следует, что Хаматкоев с 24 марта по 7 апреля 2022 года находился на лечении с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма сотрясение головного мозга от 3 марта 2022 года.
Из показаний лечащего врача С видно, что со слов Хаматкоева он получил ЗЧМТ. ЗЧМТ легкой степени, к которой относится сотрясение головного мозга, инструментально не определяется, диагноз устанавливается по совокупности данных полученных от больного по локализации болезненных ощущений и его осмотра. Определение тяжести полученной травмы не относиться к ее полномочиям, причинно - следственную связь она также не устанавливает, так как указанное отнесено к компетенции военной врачебной комиссии.
Согласно Разделу II Перечня увечий (ранений, травм, контузий), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855, к легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток и к ним относятся закрытые травмы черепа с сотрясением головного мозга (подтвержденные обращением к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы).
Из материалов проверки обстоятельств получения травмы исследованным в судебном заседании видно, что Хаматкоеву диагноз был установлен с его слов по истечению первых 3 суток с момента получения травмы, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обстоятельства полученной истцом травмы, именно при исполнении им служебных обязанностей, не подтверждены медицинскими документами, полученными на территории проведения специальной военной операции, прежде всего такими, которые являлись бы подтверждением обращения Хаматкоева к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы, не подтверждены документацией, которая велась в тот период в сводном отряде, а свидетельские показания в силу пункта 97 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565, с учетом характера травмы Хаматкоева, не могут быть приняты в качестве подтверждения указанных истцом обстоятельств получения указанной им травмы, у Управления Росгвардии по <адрес> при вынесении заключения, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Управления Росгвардии по <адрес> полковником полиции И, отсутствовали правовые основания для вынесения иного заключения, в том числе свидетельствующего о том, что травма получена Хаматкоевым, при исполнении им служебных обязанностей в ходе проведения специальной военной операции на Украине, то есть является военной травмой.
Не влияет на вывод суда и представленное в суд заключение эксперта № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при вынесении оспариваемого решения у начальника Управления Росгвардии по <адрес> отсутствовало и соответственно указанные в нем данные должностным лицом при его вынесении не учитывались.
Кроме того, единовременная выплата, требуемая Хаматкоевым к производству, введена названным Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г., тогда как ранение истцом получено 3 марта 2022 года.
Однако согласно п. 5 данного Указа, он подлежит применению лишь со дня его подписания, то есть с 5 марта 2022 года, и в силу ст. 4 ГК РФ и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не распространяется.
При таких обстоятельствах, требуемая Хаматкоевым выплата не может быть произведена и на этом основании.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение начальника Управления Росгвардии по <адрес> об отказе в единовременной выплате законно и обоснованно, а административное исковое заявление Хаматкоева не подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку суд отказал Хаматкоеву И.М. в удовлетворении административного иска, следовательно, оснований для возмещения судебных расходов, связанных с его оплатой государственной пошлиной, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Хаматкоева К.К. и взыскании понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через Владимирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий по делу (подпись) В.А. Комочкин