
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 апреля 2023 года город Владимир
Владимирский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Шарапова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Сенчило С.В.,
с участием административных истцов Тезикова И.Н., Носова В.А.,
представителя административных истцов адвоката Маслова А.В., представившего удостоверение № 1032 от 17 ноября 2014 года и ордера № ХХХ от 27 марта 2023 года,
представителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области <данные изъяты> Кузина С.Ф.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело № 2А-24, 25, 26/2023 по исковым заявлениям военнослужащих Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области <данные изъяты> Тезикова И.Н., <данные изъяты> Носова В.А., военнослужащего войсковой части 6796 <данные изъяты> Абдулллаева В.В. об оспаривании действий начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области, связанных с утверждением заключения об отсутствии у административных истцов права на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»,
У С Т А Н О В И Л:
Заключениями о выплате единовременного пособия, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» от 22 декабря 2022 года, утвержденными Врио начальника Управления Росгвардии по Владимирской области (далее - Заключения) установлено отсутствие права у Тезикова И.А., Абдуллаева В.В.О., Носова В.А. на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее – Указ) в связи с тем, что обстоятельства, дата и время получения травмы административными истцами документально не установлены, зафиксированы в документах с их слов.
Не согласившись с Заключениями должностного лица Тезиков, Абдуллаев и Носов обратились с административными исками в суд, в которых просят признать их незаконными, признав за ними право на получение указанной единовременной выплаты, указав в обоснование следующее.
24 февраля 2022 года административные истцы были направлены в зону проведения специальной военной операции на территорию Украины в составе ОМОН «Невский» Управления Росгвардии по Владимирской области.
3 марта 2022 года, при выполнении служебных задач, в районе <адрес>, административные истцы попали под минометный обстрел со стороны противника, вследствие чего получили ранения в виде закрытой <данные изъяты>.
После боестолкновения Тезиков, Абдуллаев и Носов обратились за медицинской помощью в полевой госпиталь МО РФ, однако ввиду отсутствия необходимости проведения им хирургических операций, административным истцам были выданы лекарственные препараты и предложено обратиться за медицинской помощью по прибытии на постоянное место службы.
После получения ранения Тезиков, Абдуллаев и Носов постоянно испытывали сильную головную боль, тяжесть в голове, боли в шейном и поясничном отделах позвоночника, нечеткость зрения, ухудшение сна, головокружение.
По прибытии из служебной командировки Тезиков, Носов – 24 марта 2022 года, Абдуллаев – 28 марта 2022 года обратились за медицинской помощью в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области», где проходили лечение в госпитале названного учреждения.
После прохождения лечения административным истцам были поставлены следующие диагнозы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
После лечения Тезиков, Абдуллаев и Носов обратились к командованию с рапортами с описанием указанных событий и проведенной командиром 1 оперативного взвода ОМОН «Невский» Управления Росгвардии по Владимирской области <данные изъяты> Поповым служебной проверкой, было установлено получение административными истцами травм, связанных с исполнением служебных обязанностей в ходе боестолкновения при проведении специальной военной операции на территории Украины. При этом, заключение по результатом указанной проверки было утверждено 14 апреля 2022 года Врио командира ОМОН «Невский» Управления Росгвардии по Владимирской области, однако Заключениями от 22 декабря 2022 года установлено, что административные истцы не имеют права на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом в связи с тем, что обстоятельства, дата и время получения травмы административными истцами документально не установлены, зафиксированы в документах с их слов.
Административный истец Абдуллаев надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, передав все полномочия по ведению дела представителю адвокату Маслову.
Административные истцы Тезиков, Носов, представитель административных истцов адвокат Маслов требования административных исков Тезикова, Носова и Абдуллаева в судебном заседании поддержали и просили удовлетворить их по изложенным в исках основаниям.
Представитель административного ответчика Кузин в судебном заседании в удовлетворении административных исков Тезикова, Абдуллаева и Носова просил суд отказать, указав следующее.
По результатам проведенной проверки обстоятельств получения травм административными истцами 24 октября 2022 года во ФКУЗ «ЦВВЭ войск национальной гвардии России» были выданы справки о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии) полученных застрахованными лицами Тезиковым, Абдуллаевым и Носовым соответственно № ХХХ от 24 октября 2022 г. для решения вопроса об осуществлении выплаты, предусмотренной Указом Президента от 5 марта 2022 г. № 98. Вместе с тем, данные справки не содержат информации о причинной связи участия административных истцов в проведении специальной военной операции и полученного ранения (травмы, контузии, увечья).
В соответствии с пунктами 96 и 97 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания.
При освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны 2 и более свидетелями, проходившими военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы вместе с освидетельствуемым в период получения им телесных повреждений.
Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, заболевания или контузии.
Согласно Разделу II Перечня увечий (ранений, травм, контузий), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855, к легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток и к ним относятся закрытые травмы черепа с сотрясением головного мозга (подтвержденные обращением к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы).
Согласно материалам проверки обстоятельств получения травмы Тезиковым, Абдуллаевым и Носовым диагнозы установлены со слов по истечении первых 3 суток с момента получения травмы, а именно 21 марта 2022 года.
При таких обстоятельствах и при отсутствии документального подтверждения факта получения травмы административным истцом невозможно говорить о возникновении права на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента от 5 марта 2022 г. № 98.
В целях установления фактов обращения за медицинской помощью военнослужащими и сотрудниками Сводного отряда Управления, среди которых в служебной командировке находились административные истцы, были направлены запросы в воинские части МО РФ, в интересах которых действовал Сводный отряд Управления, на основании ответов на которые следует отнестись критически к доводам административных истцов относительно неоказания им врачами полевого госпиталя медицинской помощи 3 марта 2022 года и отсутствия возможности обратиться за медицинской помощью. Однако сведений, подтверждающих получение административными истцами указанных ранений не поступало.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98) военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей.
Согласно п. 4.2 приказа Росгвардии от 7 марта 2022 года № 66 (ред. от 20 сентября 2022 года) "Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", принятие решения на выплату в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) военнослужащим (сотрудником) происходит на основании, в частности, копии справки о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом, выдаваемой по установленному образцу (Приложение № 7 в данному приказу), действовавшее в период спорных правоотношений.
В пункте 14 приказа Министра обороны РФ от 23 декабря 2020 года № 715 "Об установлении случаев и порядка оказания медицинской помощи личным составом медицинских (военно-медицинских) организаций, частей и медицинских (военно-медицинских) подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации вне мест постоянной дислокации этих организаций, частей и подразделений при выполнении военнослужащими задач в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны" определено, что сведения о медицинской помощи, оказанной личным составом военно-медицинских организаций, частей и военно-медицинских подразделений при выполнении военнослужащими задач в области обороны вносятся в учетно-отчетную документацию этих организаций, частей и подразделений и первичную медицинскую карточку. Карточка оформляется лечащим врачом военно-медицинской организации, части, военно-медицинского подразделения при оказании пациенту первичной медико-санитарной помощи или при оказании специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, если она не была оформлена ранее. При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях заполненная карточка приобщается к медицинской карте стационарного больного. История болезни заводится на каждого пациента, поступившего в военно-медицинскую организацию, часть, военно-медицинское подразделение для оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
Как следует из пунктов 1 - 3 Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в целях, в частности, установления причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. На военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий и заболеваний у военнослужащих. Под увечьем понимаются ранения, травмы и контузии военнослужащих.
Согласно пункту 8 Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а также оформлению и учету документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, утвержденного Приказом Росгвардии от 1 июня 2019 года № 193, по каждому факту получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы (службы, военных сборов) соответствующие руководители (начальники) назначают расследование (проверку) обстоятельств получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти).
Приказом Росгвардии от 19 апреля 2017 года № 118 "Об утверждении Порядка выдачи справки о травме в войсках национальной гвардии Российской Федерации, формы справки о травме и Правил ее заполнения" установлено, что в случае получения военнослужащим увечья при исполнении им обязанностей военной службы, командир (начальник) органа управления подразделения, в котором гражданин проходил военную службу в момент получения увечья, выдает ему справку с указанием обстоятельств получения травмы.
В соответствии с Разделом II Перечня увечий (ранений, травм, контузий), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855, к легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток и к ним относятся закрытые травмы черепа с сотрясением головного мозга (подтвержденные обращением к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы).
Таким образом, из положений приведенных правовых норм следует, что положительное решение должностного лица о производстве единовременной выплаты военнослужащему возможно в случае, если ранение (контузия, травма, увечье) получено при выполнении специальных задач в ходе проведения специальной военной операции.
Как следует из выписного эпикриза из истории болезни № ХХХ госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» Тезиков проходил лечение в период с 24 марта по 11 апреля 2022 года и ему поставлен диагноз: <данные изъяты>.
В соответствии с выпиской из истории болезни № ХХХ госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» Абдуллаев находился в терапевтическом отделении с 28 марта по 19 апреля 2023 года и ему поставлен диагноз: <данные изъяты>.
Согласно выписного эпикриза из истории болезни № ХХХ госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» Носов находился на лечении с 24 марта по 6 апреля 2022 года и ему поставлен диагноз: <данные изъяты>.
Как следует из справок о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр военно-врачебной экспертизы» (ВГКУЗ «ЦВВЭ войск национальной гвардии России») от 21 октября 2022 года № ХХХ выданных соответственно Тезикову, Абдуллаеву и Носову случаи, предусмотренные Перечнем увечий (ранений, травм, контузий), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855, названные справки не содержат.
В соответствии с заключениями о выплате единовременного пособия, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» от 22 декабря 2022 года, утвержденными Врио начальника Управления Росгвардии по Владимирской области установлено отсутствие права у Тезикова, Абдуллаева, Носова на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 5 марта 2022 года № 98 в связи с тем, что обстоятельства, дата и время получения травмы административными истцами документально не установлены, зафиксированы в документах с их слов.
Доводы административных истцов и их представителя о том, что проведенной командиром 1 оперативного взвода ОМОН «Невский» Управления Росгвардии по Владимирской области <данные изъяты> Поповым служебной проверкой, было установлено получение административными истцами травм, связанных с исполнением служебных обязанностей в ходе боестолкновения при проведении специальной военной операции на территории Украины, признаются судом несостоятельными.
Так в соответствии с копией приказа начальника Управления Росгвардии по Владимирской области от 1 июня 2022 года № ХХХ отменены заключения проверок, проведенных по установлению обстоятельств получения увечья (травм, контузий) сотрудниками и военнослужащими ОМОН «Невский» Управления Росгвардии по Владимирской области, принимавших участие в специальной военной операции и обратившихся за медицинской помощью после прибытия в пункт постоянной дислокации и организовано в срок до 20 июня 2022 года повторное проведение проверок.
По смыслу статьи 44 Устава внутренней службы ВС РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", подлежащий применению в ФС ВНГ РФ, во взаимосвязи с его статьей 41 командир (начальник) несет ответственность за соответствие содержания приказа требованиям законности и правомочен отменить отданный им приказ, не соответствующий федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Такое правовое регулирование направлено на обеспечение законности в сфере военной службы и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права административных истцов.
При рассмотрении дела судом были допрошены в качестве свидетелей: П., Ц., Л., С., которые не опровергли выводов оспариваемого истцами Заключений, фактически подтвердили что, самих разрывов мин, от которых, со слов истцов, они получили травмы, а также каких-либо явных, видимых ранений или телесных повреждений у Тезикова, Абдуллаева и Носова они не видели.
Обстоятельства отсутствия телесных повреждений у административных истцов при поступлении их на лечение в госпиталь ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» также подтвердили свидетели Е. и С., лечащие врачи госпиталя. Кроме того, указанные свидетели подтвердили, что Тезиков, Абдуллаев и Носов поступили на лечение без сопровождающих медицинских документов и обстоятельства получения ими травм были описаны с их слов.
Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б. – сотрудник Управления Росгвардии по Владимирской области показал, что принимал участие в боестолкновении около <адрес> на территории Украины в составе 1 группы. После боестолкновения он по приказанию командира отряда заполнял журнал боевых действий и опрашивал сотрудников и военнослужащих Управления, при этом Тезиков, Абдуллаев и Носов о полученных травмах и ранениях ему не сообщали, таким образом, записи о полученных административными истцами ранениях указанный журнал не содержит. Кроме того, Б. показал, что тем военнослужащим и сотрудникам, Управления, которые после получения ранений 3 марта 2022 года обратились за медицинской помощью в госпиталь МО РФ, была оказана медицинская помощь и оформлены соответствующие документы.
Учитывая, что административными истцами не представлено документов, подтверждающих факт получения ими травм в ходе выполнения задач специальной военной операции на территории Украины, военный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Заключения начальника Управления Росгвардии по Владимирской области от 22 декабря 2022 года являются правомерными.
На основании изложенного, вопреки доводам административных истцов, военный суд приходит к выводу о том, что, при указанных обстоятельствах оспариваемые действия начальника Управления, связанные с утверждением Заключений от 22 декабря 2022 года об отсутствии у Тезикова, Абдуллаева и Носова права на производство административным истцам единовременной выплаты, являются законными и обоснованными, а их требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в пункте 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 г. N 211-О, от 23 апреля 2015 г. N 821-О).
Таких обстоятельств по данному административному делу не имеется, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98, устанавливающий единовременную выплату в размере 3 млн. рублей, получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач) не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 5 марта 2022 года.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Так как суд отказал в удовлетворении административных исков Тезикова, Абдуллаева и Тезикова, следовательно, судебные расходы, связанные с их оплатой государственной пошлиной, также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исков Тезикова И.Н., Носова В.А., Абдулллаева В.В. и взыскании понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере по 300 (триста) рублей в пользу каждого, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Владимирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий по делу (подпись) Г.А. Шарапов